"Благодарю тебя, душа моя, что в шахматы учишься..."

+7 903 097 15 03 chessknigi@mail.ru

8-ми часовая программа обучения игре в шахматы в школе

8-ми часовая программа подготовки шахматистов, возраст обучающихся 9–14 лет

Специально разработанная программа обучения игре в шахматы в школах Санкт-Петербурга и России рассчитана на 1 год обучения. Программа разработана в 2006 году, переработана в 2012 году.

Программа предоставлена на сайт "Шахматы в школе ChessLikbez.ru" и для облегчения тренерского труда тем, кому еще предстоит воевать с подготовкой и продвижением образовательных программ.

Предлагаемый материал можно взять за основу, использовать по собственному усмотрению.

Программа обучение игре в шахматы в школе на 288 часов

Пояснительная записка Кострова Всеволода к 8-ми часовой программе подготовки шахматистов

 «Благодарю тебя, душа моя, за то,
что в шахматы учишься.
Это непременно нужно во всяком
благоустроенном семействе».

Из письма А. С. Пушкина жене.

Направленность дополнительной программы

Данная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность.

Уровень освоения программы — УГЛУБЛЁННЫЙ.

Актуальность. В наше время помимо обязательных предметов дети изучают несколько иностранных языков, риторику, мифологию, валеологию, логику, психологию и никому не известные ранее бизнес-предметы. Им вовсе не до шахмат. А ведь шахматы можно рассматривать как общественное явление и на их примере изучать историю развития человечества. Они давно уже стали составной частью современной культуры.

Никто не станет отрицать, что изучение шахмат помогает развитию интеллектуальной и эмоциональной сферы мышления ребёнка, формирует столь необходимые в наше время качества как; организованность, дисциплина, самокритичность.

Благодаря шахматам у детей улучшается логическое мышление, появляется умение самостоятельно решать трудные задачи и на порядок увеличивается работоспособность. Шахматы помогают умственному, эстетическому развитию.

Думаем, что шахматы дадут нашим детям возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача – вызвать у детей интерес к предмету, заразить их давно забытой «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь их немного от телевизоров и всяких фишек, наклеек, комиксов, тетрисов, тамогоч, картриджей, кепсов и прочих «мымриков».

Прежде всего, шахматы – это средство культурного досуга детей (шахматы как игра). Они помогают развитию контактов между детьми.

Данная программа ставит перед собой целью воспитание и всестороннее развитие личности. Статистика показала, что учащиеся прошедшие курс обучения по данной программе повышают свою успеваемость по разным предметам в школе и успешнее справляются с обучением.

Например, на уроках математики дети, занимающиеся шахматами быстрее и лучше усваивают материал, ввиду того, что ими были уже усвоены такие основополагающие шахматные понятия, как «горизонталь», «вертикаль», «диагональ», «квадрат», «треугольник» и многие другие.

На уроках географии любой шахматист легко найдет любой объект на карте.

Общекультурному и лингвистическому развитию детей способствует введение множества шахматных терминов, таких как «цейтнот», «блиц», «пат», «мат», «цугцванг», распространенных и в нешахматной среде.

Занятия шахматами по данной программе, предусматривает знакомство учащихся с «Шахматным кодексом», способствует формированию у детей основ правового сознания на примере таких понятий, как «правила», «исключения», «судья», «дисквалификация» и т.д. Все это приводит к более полной адаптации ребенка в современном обществе. Поможет развитию личности ребёнка и его творческих способностей.

Овладение игровым мастерством на уровне, предусматриваемой данной программой, предполагает не только дальнейший рост шахматного мастерства, но и значительное расширение содержательного досуга  учащихся, как за счет собственно игры в шахматы, так и за счет изучения учебно-методической литературы.

Занимающихся подготовятся к участию в различных личных и командных соревнованиях.

Предлагаемая 8-ми часовая программа ШАХМАТЫ (8 часов  в неделю – 288 часов в год) предназначена для занятий шахматами учащимися групп спортсменов 1-2 разрядов для обучения в течение одного учебного года.

Цели программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы, совершенствование уровня шахматной игры.

Задачи программы:

А) образовательные

  • постановка дебюта в зависимости от характера шахматиста (открытые, закрытые, полуоткрытые системы);
  • улучшить технику расчета шахматистов;

В) воспитательные

  • научить ребенка самостоятельно анализировать собственные партии,
  • формировать познавательную самостоятельность и научить работе над шахматной литературой;
  • развивать способность к самооценке и самоконтролю;
  • научить школьников планировать свою игру и работу.

С) развивающие

  • расширить кругозор ребёнка (приобретение ребёнком знаний по истории шахмат (чемпионы мира, шахматы в России).

Отличительные особенности программы обучения шахматам в школе

Основой этого курса является:

  • углубленное изучение теории;
  • подготовка и участие в различных городских и районных соревнованиях;
  • устранение ошибок возникающих при участии в соревновательном процессе.

Для создания комфортной обстановки педагог с 1-го занятия вовлекает  детей в творческий соревновательный процесс (изучение теории, анализ и устранение собственных ошибок, помощь товарищам, наставничество над младшими). Все это способствует тому, что ребенок в оптимальной форме подходит к своим стартам.

Где как не в одной команде возникают дружеские отношения? Дети поддерживают друг друга во время соревнования, «болеют» за партнеров, помогают коллегам анализировать партии и устранять ошибки.

Самыми насыщенными по количеству информации являются индивидуальные занятия с детьми.Чтобы получить хороший результат, учащимся необходим запас знаний и умений, усвоенных на предыдущих этапах. Их накопление – процесс длительный, требующий систематичности, последовательной и умелой организации, продвижения от простого к сложному.

На этом этапе можно заниматься только с теми детьми, которые  согласны профессионально относиться к работе, готовы самостоятельно выполнять задания предлагаемые педагогом. С каждым учащимся необходимо составлять индивидуальный план работы на определенный промежуток времени, требовать обязательного его выполнения. 

Условия реализации программы

Адресность

Условия набора

Группы комплектуются из учащихся, выполнивших 1-й и 2-й разряды по шахматам. Возраст занимающихся 9–14 лет.

Сроки реализации программы

Занимающиеся в группе опытные шахматисты, которые не первый год всецело отдают себя шахматам. Это опытные шахматисты, не раз побеждавшие в различных турнирах.

Для каждого ребенка срок освоения программы является индивидуальным. Если шахматист опережает своих сверстников в уровне игры, то педагог планирует для такого ребенка дополнительные задания более высокого уровня сложности.

Режим занятий шахматами в школе

Примерная нагрузка 8-ми часовой учебной группы:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа в общей группе.

и 2 раза в неделю по 1 акад. часу в подгруппах или индивидуально. Продолжительность академического часа – 45 минут.

(в группе 10-12 человек шахматистов 1-2 разрядов).

Тем, кто не занят работой в подгруппах, дается дополнительная работа с последующей проверкой. Дети заняты в шахматных турнирах, либо решают задачи и этюды, разбирают партии. 

На занятиях по данной программе педагог может выбрать следующие формы организации обучения:

Используется групповая работа с учащимися. На этом уровне дети получают общие знания по изучаемым темам (лекции, тестирование, решение задач, просмотр партий, игровая практика). Осваиваются различные теоретические позиции и шахматные приемы. Именно здесь закладываются основы дальнейшего развития личности спортсмена, подготовка к занятиям на следующем уровне.

Дети могут распределяться по подгруппам в зависимости от уровня подготовки и возраста. Это также зависит от участия в различных городских и районных соревнованиях.

Особое внимание оказывается детям, участвующим в различных соревнования за команду Центра дополнительного образования.

Занятия с детьми в это время – сложный психологический процесс, где к каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход, чтобы снять возможный стресс и в оптимальной форме подвести юного спортсмена к соревнованиям. Необходимо научить ребенка самостоятельно принимать решения в трудной турнирной обстановке.

Менее подготовленным детям, не участвующим в данных соревнованиях в это время предлагаются зачетные и проверочные задания, партии, конкурсы решения задач, индивидуальная работа.

Юному спортсмену необходимо время для адаптации. Он должен выстроить новые отношения в группе, где он не только лидер, но и член большого коллектива, команды. Необходимо воспитать у него чувство «локтя», патриотизм, желание поддержать партнера, научиться помогать младшим.

Ожидаемые результаты от обучения шахматами в школе

Прогнозируемый результат

Знания и умения по шахматам к концу обучения по данной программе

Учащиеся должны обладать следующими знаниями:

  • знать различные шахматные дебюты и обладать хорошо отработанным дебютным репертуаром;
  • знать и уметь разыгрывать различные теоретические окончания;
  • знать и уметь применять типовые шахматные комбинации;
  • решать шахматные задачи и этюды;
  • уметь самостоятельно анализировать свои партии;
  • пользоваться самостоятельно пользоваться шахматной литературой;
  • уметь пользоваться компьютерными шахматными программами.
  • к концу обучения все учащиеся обязаны иметь 2-й спортивный разряд и ставить задачу выполнения 1-го разряда.

Учебно-тематический план обучения игре шахматами в школе

№ темы

Название темы

Теория

Практика

Всего

 

 

 

 

 

1.

Вводное занятие.

Техника безопасности .

2

2

2.

Основы стратегии

36

8

44

2.

Дебют

 

 

 

а)

Открытые дебюты

8

4

12

б)

Полуоткрытые дебюты

8

8

16

в)

Закрытые дебюты

12

6

18

4.

Эндшпиль

14

2

16

5.

Ладейный эндшпиль

18

2

20

6.

Борьба при необычном соотношении сил и компенсации за материал

20

2

22

7.

Творчество сильнейших шахматистов мира

20

20

8.

Индивидуальные занятия

50

50

9.

Игровые занятия. Разбор и анализ сыгранных партий

100

100

10.

Конкурс решения

задач и этюдов

14

14

11.

Тактика

4

4

12.

Блицтурнир

 

2

2

 

ИТОГО:

140

148

288

 

Содержание программы Шахматы в школе 

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: Содержание и режим занятий; Инструктаж по технике безопасности (правила техники безопасности, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях).

2. Основы стратегии

Теория: 

На занятиях по основам стратегии занимающиеся знакомятся с различными приемами шахматной игры, учатся строить план в шахматной партии, преодолевать возникшие в партии трудности.

Практика:

  • Комбинации с большим количеством жертв (разбор примеров).
  • Красота шахматных партий.
  • Тренировка техники расчета вариантов, общие положения.
  • Выработка шахматного стиля. Что такое шахматный стиль? Демонстрация партий мастеров различных стилей.
  • Зарождение учения о позиционной игре. Филидор о роли пешечной структуры в шахматной партии.
  • Причины возникновения комбинаций.
  • Основные положения теории Стейница.
  • Слабые поля в лагере противника. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь.
  • Атака. Накопление мелких преимуществ. Связь между различными стадиями партии.
  • Методы борьбы против гамбитов. Позиционные жертвы. Изолированные пешки в центре доски. Висящая пешка. Карлсбадская структура. Закрытый центр. Блокада.

3. Дебют

Теория:  На занятиях по теории дебюта учащиеся знакомятся с правилами ведения игры в начале шахматной партии.

  • Дебютная теория.
  • Три принципа игры в дебюте: центр, мобилизация, безопасность.
  • Дебютные ловушки и их роль в шахматной партии. Миниатюры. Проблема шахматного центра с точки зрения теории Стейница и гипермодернистов.

Практика:

А)

  • Гамбиты как средство обострения борьбы с самого начала партии.
  • Королевский гамбит.
  • Гамбит Эванса.
  • Защита Стейница в испанской партии.
  • Защита Филидора.

Б)

  • Закрытые дебюты, ферзевый гамбит.
  • Дебют Нимцовича.
  • Дебют Рети.

В)

  • Защита Алехина - один из дебютов гипермодернизма.
  • Система Полугаевского в сицилианской защите.
  • Игра в тематических турнирах.
  • Решение задач по тактике.

4. Эндшпиль

Теория: 

Уметь играть конец – значит уметь играть в шахматы! Юные шахматисты обязаны знать «таблицу умножения» шахмат. На занятиях изучаются все виды простейших шахматных окончаний: пешечные, слоновые, коневые, ферзевые.

Эндшпильная техника.

  1. Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Переход к типовым позициям как один из методов реализации перевеса.
  2. Окончания с проходными пешками. Лучшее пешечное расположение.
  3. Ладейные окончания - общие принципы ведения борьбы. Ладья против пешки. Ладья с пешкой против ладьи.
  4. Многопешечные ладейные окончания..
  5. Линейный мат. Мат королем и ферзем. Мат королем и ладьей.
  6. Правило квадрата. Проведение пешки в ферзя.

Практика:

  • Разбор сыгранных партий учащихся.
  • Сдача зачетов по тактике и эндшпильной технике.
  • Зачеты по тактике и технике эндшпиля.

5. Ладейный Эндшпиль

Теория: 

Чаще всего до конца партии «доживают» ладьи. По этому основное внимания в обучении необходимо уделять изучению ладейных окончаний. Учащиеся обязаны научиться строить «мосты», перекрываться этими сильными шахматными фигурами.

  • Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Переход к типовым позициям как один из методов реализации перевеса.
  • Ладейные окончания - общие принципы ведения борьбы. Ладья против пешки. Ладья с пешкой против ладьи.
  • Многопешечные ладейные окончания..
  • Мат королем и ладьей.

Практика:

  • Игра на турнире.
  • Разбор сыгранных партий учащихся.
  • Сдача зачетов по тактике и эндшпильной ладейной технике.

6. Борьба при необычном соотношении сил и компенсации за материал

Теория: 

На этих занятиях учащиеся знакомятся с различными приемами шахматной борьбы на разных стадиях партии, решают шахматные задачи и этюды.

  • А. Нимцович, его роль в развитии и обосновании идей гипермодернизма.
  • Критика некоторых положений З. Тарраша.

Практика:

  • Решение сложных позиций с большим числом разветвлений.
  • Конкурс решения задач.
  • Конкурс решения комбинаций.
  • Основы комбинационной и позиционной игры:
  • Элементы шахматной тактики и их роль в игре.
  • Двойной удар.
  • Открытое нападение.
  • Связка.
  • Двойной шах. Решение задач на тактику и мат в два хода с помощью двойного шаха.
  • Классификация комбинационных тактических приемов.
  • Комбинация и ее роль в шахматной партии; примеры.
  • Мотив комбинации (примеры). Геометрические мотивы. Использование неудачного положения фигуры. Использование ослабленного положения короля. Десперадо.
  • Отвлечение. Завлечение. Перекрытие. Рентген.
  • Мат по последней горизонтали. Спертый мат.

7. Творчество сильнейших шахматистов мира

Теория: 

История и теория шахматной игры.

Любой культурный человек обязан знать историю шахматной игры. Дети должны  познакомиться с творчеством ведущих шахматистов мира, чемпионов. Это не только просмотр шахматных партий, но и знакомство с творчеством чемпионов, их биографией, их борьбой за шахматный трон.

История.

  1. ХV-XVI вв. - накопление несистематизированного опыта игры. Начало развития итальянской шахматной школы.
  2. ХVII в. - перв.пол. XIX в. - романтическое направление шахматной игры: Палерио, Сент-Аман, Лабурдоне, Мак-Доннель, У.Эванс, А.Андерсен, П.Морфи.
  3. Середина XIX в. - нач. XX в. - школа В. Стейница (немецкая школа): В. Стейниц, З. Тарраш, К. Шлехтер, А. Рубинштейн, Э. Ласкер и др.
  4. 20-е - 30-е гг. XX в. - гипермодернизм: Р. Рети, А. Нимцович, С. Тартаковер и др.
  5. Конец 30-х - нач. 70-х гг. XX в. - советская шахматная школа:
  6. М. Ботвинник, В. Смыслов, Т. Петросян, М. Таль, Д. Бронштейн, Б. Спасский и др. Русская шахматная школа: М. Чигорин, К. Яниш, И. Шумов и др.
  7. Выдающиеся мастера комбинационного стиля: А.Андерсен, П. Морфи, М. Чигорин, А. Алехин; разбор партий.

8. Индивидуальные занятия

Теория: 

Для лучшей подготовки юного спортсмена к чемпионату города и другим турнирам необходимо проводить индивидуальную подготовку юного спортсмена.

  • Постановка дебюта
  • Психологическая подготовка шахматиста,
  • Разучивание шахматных приемов.
  • Разбор партий учащихся.
  • Метод игры человека и алгоритм игры компьютера.
  • Сила и слабость играющих программ.
  • Этика поведения во время партии.

9. Игровые занятия. Разбор и анализ сыгранных партий

Практика:

  • Участие в соревнованиях и турнирах.
  • Партии, сыгранные на турнирах, юный спортсмен обязан сначала проанализировать дома самостоятельно, а потом отчитаться перед тренером о проделанной работе. Для лучшей подготовки к соревнованиям спортсмен играет тренировочные партии, участвует в различных тематических турнирах.
  • Игра на турнире.

10. Тактика: Конкурс решения задач и этюдов

Практика:

  • Для развития комбининационного зрения шахматиста хорошо участвовать в конкурсах решения задач и этюдов.
  • Зачеты по тактике и технике эндшпиля.
  • Дерево перебора.
  • Решение задач на мат.

11. Тактика

Практика:

Тактические способности не приходят сами. Этому уделяется внимание. Тренер направляет шахматиста, но львиную долю работы юный спортсмен должен проделать самостоятельно.

Комбинации с большим количеством жертв (разбор примеров).

Красота шахматных партий.

Атаки:

  1. на нерокировавшегося короля;
  2. при односторонних рокировках;
  3. при разносторонних рокировках;.

Зарождение учения о позиционной игре. Филидор о роли пешечной структуры в шахматной партии.

Причины возникновения комбинаций.

Основные положения теории Стейница.

Слабые поля в лагере противника. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь.

Атака. Накопление мелких преимуществ. Связь между различными стадиями партии.

Методы борьбы против гамбитов. Позиционные жертвы. Изолированные пешки в центре доски. Висящая пешка. Карлсбадская структура. Закрытый центр. Блокада.

12. Блицтурнир

Практика:

Участие в захватывающем соревновании.

Методическое обеспечение для обучения игре шахматами

Дидактические материалы:

Демонстрационные доски, шахматные наборы для занятий, шахматные часы, компьютер, компьютерные программы, базы данных, шахматные энциклопедии,  игровые приставки.

Занимающиеся в группе обеспечены учебными пособиями тренерами Центра:

  1. Учебник 4-5 года обучения для шахматистов 1-2 разряда (авторы Костров В.В.);
  2. Методически пособия (Решебники. 4 части, Завлечение, отвлечение, Шахматные окончания, шахматные комбинации. Авторы: Яковлев Н.Г., Костров В.В., Рожков П.П., Белявский Б.В.);
  3. Литература по истории шахмат. Сборник «Чемпионы мира», автор Костров В.В..
  4. Сборник домашних заданий «Рабочие тетради».

Формы и методы используемые на занятиях шахматами в школе

В зависимости от уровня занимающегося, его возрастных особенностей, готовности к определенным соревнований при обучении детей шахматам по данной программе педагоги применяются следующие основные методы обучения:

  • вербально-словесный метод: (рассказ, описания, лекция, беседа, работа с шахматной книгой);
  • метод демонстрации (таблицы, планы, диаграммы, плакаты, раздаточный материал в виде карточек с учебными позициями);
  • метод экскурсий (организованное посещение учащимися шахматных соревнований – чемпионаты города среди взрослых, международные турниры);
  • метод упражнений (решение специально подобранных тематических шахматных позиций, направленных на выработку специальных умений и навыков);
  • игровой метод (разыгрывание с партнером учебных позиций или фрагментов из партий, сеансы одновременной игры, конкурсы решения задач);
  • соревновательный метод (игра в тематических турнирах, с коротким контролем, блиц-партии и т.д.);
  • метод анализа шахматных партий и типовых позиций (разбор партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий, разбор партий учащихся на индивидуальных или групповых занятиях; анализ типовых позиций дебюта, миттельшпиля, эндшпиля);
  • метод современных технологий – компьютерное обучения (изучение шахматных компьютерных программ, умение использовать компьютер в качестве партнера, тренера, помощника, умение пользоваться различными шахматными базами, модулями, энциклопедиями).

Программа предоставляет возможность педагогу использовать на занятиях как любой из вышеперечисленных методов отдельно, так и в комплексе.

Формы контроля, формы подведения итогов

Все учащиеся в течение года получают индивидуальные задания в зависимости от уровня подготовки, способности выполнять определенное задание.

Каждый месяц ребенок обязан отчитаться о выполнение проделанной  работе.  

В течение года каждый спортсмен играет не менее, чем в 6 различных соревнованиях (первенства города, различные городские соревнования, обязан защищать честь команд школы, Невского района, города).

После каждого турнира ребенок обязан самостоятельно провести разбор собственных ошибок и представить тренеру отчет о своих ошибках.

После этого совместно с тренером принимается решение о плане дальнейшей работы.

В случае успешного участия в турнире перед ребенком ставятся новые задачи.

Если спортсмен показал плохой результат, принимается совместное решение о возможности участия в новых соревнованиях или пропуске их, чтобы не травмировать психику ребенка.

Перед началом каждого учебного года перед ребенком ставится задача выполнения нового спортивного разряда.

Все занимающиеся в группе имеют 1 и 2 разряды по шахматам.

Предложенная программа довольно практична и динамична, и что немаловажно – обеспечивается целой серией разработанных авторами учебников.

  1. В программе направлена на всестороннее развитие личности, расширение круга общения и полноценного самовыражения и реализации способностей детей.
  2. Введение курса шахмат позволяет сделать обучение в ней интересным и радостным. Шахматы положительно влияют на развитие и совершенствование у детей психических процессов и таких качеств, как память, внимание, пространственное воображение, логическое мышление, восприятие, воля и т.д.
  3. Шахматы помогают научиться управлять своим поведением, развивают умение самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, воспитывают организованность и дисциплину, чувство коллективизма, товарищества и самокритичность.
  4. Школьникам будут даны сведения обо всех стадиях шахматной партии (дебют, середина игры, окончание) и знания по самостоятельному изучению шахмат.

Нельзя рассматривать урок шахмат как увеличение учебной нагрузки. Попробуем посмотреть с другой стороны: дети получают в течение учебного дня большую перемену, на которой можно отдохнуть и поиграть в интересную и занимательную игру.

Материально-техническое обеспечение:

Занятия проходят в классе площадью 80 кв. м.

В помещение имеются 2 демонстрационные шахматные доски для проведения занятий, шахматные часы – 20 шт. и 50 наборов шахматных фигур.

Дети активно используют компьютеры и компьютерные программы в своем совершенствовании. Все занимающиеся в группе обучены тренером пользоваться программами Шахматная Планета, Шахматная База, CHESS Assictane.

Дети и тренер центра создали два сайта CHESSKNIGI.RU, CHESSDETI.RU.

Список литературы:

Занимающиеся в группе обеспечены учебными пособиями тренерами Центра:

  1. Учебник 4-5 года обучения для шахматистов 1-2 разряда (авторы  Костров В.В., Давлетов Д.А.);
  2. Методически пособия (Решебники (4 части, Завлечение, отвлечение, Шахматные окончания, шахматные комбинации. Авторы: Яковлев Н.Г., Костров В.В., Рожков П.П., Белявский Б.В.);
  3. Литература по истории шахмат. Сборник «Чемпионы мира», автор Костров В.В..
  4. Сборник домашних заданий «Рабочие тетради», автор Костров В.В..

Книги и пособия, адресованные тренерам и педагогам:

  1. Зак В. Пути совершенствования. – Москва. ФиС., 1988.
  2. Котов А. Тайны мышления шахматиста. – ФиС., Москва. 1988.
  3. Нимцович А. Моя система на практике. – Москва. 1930.

Приложение 1

Индивидуальная работа

В программу занятий группы входит индивидуальная работа для учащихся.

Во время подготовки спортсменов к соревнованиям необходимо поставить дебют, изучить теоретические позиции, проанализировать различные партии, найти и устранить ошибки, встречающиеся в партиях юных шахматистов, поработать над психологической подготовкой спортсмена.

Все эти проблемы лучше решать с учащимся индивидуально.

Основное внимание уделяется характеру и индивидуальным особенностям каждого шахматиста.

Содержание и виды работ

Теория

Практика

   Постановка дебюта

12

10

   Техника разыгрывания окончаний

12

5

   Улучшение техники расчета

2

10

   Подготовка к соревнованиям

14

5

   Разбор партий участников соревнований

10

   ИТОГО

50

30

Темы занятий

  1. Подготовка к конкретному противнику.
  2. Разбор партий. Просмотр подборок партий по дебютам.
  3. Анализ и устранение ошибок.
  4. Работа с компьютером. Обучение компьютерным программам.
  5. Работа с базами данных по дебютам, окончаниям. Решение задач.
  6. Психологическая подготовка спортсмена.
  7. Правила поведения во время игры, подготовка к соревнованиям.
  8. Основы судейства, знание правил шахматного кодекса.
  9. Работа с литературой.

Шахматный тренер Костров Всеволод