8-ми часовая программа обучения игре в шахматы в школе
8-ми часовая программа подготовки шахматистов, возраст обучающихся 9–14 лет
Специально разработанная программа обучения игре в шахматы в школах Санкт-Петербурга и России рассчитана на 1 год обучения. Программа разработана в 2006 году, переработана в 2012 году.
Программа предоставлена на сайт "Шахматы в школе ChessLikbez.ru" и для облегчения тренерского труда тем, кому еще предстоит воевать с подготовкой и продвижением образовательных программ.
Предлагаемый материал можно взять за основу, использовать по собственному усмотрению.
Пояснительная записка Кострова Всеволода к 8-ми часовой программе подготовки шахматистов
«Благодарю тебя, душа моя, за то,
что в шахматы учишься.
Это непременно нужно во всяком
благоустроенном семействе».
Из письма А. С. Пушкина жене.
Направленность дополнительной программы
Данная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Уровень освоения программы — УГЛУБЛЁННЫЙ.
Актуальность. В наше время помимо обязательных предметов дети изучают несколько иностранных языков, риторику, мифологию, валеологию, логику, психологию и никому не известные ранее бизнес-предметы. Им вовсе не до шахмат. А ведь шахматы можно рассматривать как общественное явление и на их примере изучать историю развития человечества. Они давно уже стали составной частью современной культуры.
Никто не станет отрицать, что изучение шахмат помогает развитию интеллектуальной и эмоциональной сферы мышления ребёнка, формирует столь необходимые в наше время качества как; организованность, дисциплина, самокритичность.
Благодаря шахматам у детей улучшается логическое мышление, появляется умение самостоятельно решать трудные задачи и на порядок увеличивается работоспособность. Шахматы помогают умственному, эстетическому развитию.
Думаем, что шахматы дадут нашим детям возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача – вызвать у детей интерес к предмету, заразить их давно забытой «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь их немного от телевизоров и всяких фишек, наклеек, комиксов, тетрисов, тамогоч, картриджей, кепсов и прочих «мымриков».
Прежде всего, шахматы – это средство культурного досуга детей (шахматы как игра). Они помогают развитию контактов между детьми.
Данная программа ставит перед собой целью воспитание и всестороннее развитие личности. Статистика показала, что учащиеся прошедшие курс обучения по данной программе повышают свою успеваемость по разным предметам в школе и успешнее справляются с обучением.
Например, на уроках математики дети, занимающиеся шахматами быстрее и лучше усваивают материал, ввиду того, что ими были уже усвоены такие основополагающие шахматные понятия, как «горизонталь», «вертикаль», «диагональ», «квадрат», «треугольник» и многие другие.
На уроках географии любой шахматист легко найдет любой объект на карте.
Общекультурному и лингвистическому развитию детей способствует введение множества шахматных терминов, таких как «цейтнот», «блиц», «пат», «мат», «цугцванг», распространенных и в нешахматной среде.
Занятия шахматами по данной программе, предусматривает знакомство учащихся с «Шахматным кодексом», способствует формированию у детей основ правового сознания на примере таких понятий, как «правила», «исключения», «судья», «дисквалификация» и т.д. Все это приводит к более полной адаптации ребенка в современном обществе. Поможет развитию личности ребёнка и его творческих способностей.
Овладение игровым мастерством на уровне, предусматриваемой данной программой, предполагает не только дальнейший рост шахматного мастерства, но и значительное расширение содержательного досуга учащихся, как за счет собственно игры в шахматы, так и за счет изучения учебно-методической литературы.
Занимающихся подготовятся к участию в различных личных и командных соревнованиях.
Предлагаемая 8-ми часовая программа ШАХМАТЫ (8 часов в неделю – 288 часов в год) предназначена для занятий шахматами учащимися групп спортсменов 1-2 разрядов для обучения в течение одного учебного года.
Цели программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы, совершенствование уровня шахматной игры.
Задачи программы:
А) образовательные
- постановка дебюта в зависимости от характера шахматиста (открытые, закрытые, полуоткрытые системы);
- улучшить технику расчета шахматистов;
В) воспитательные
- научить ребенка самостоятельно анализировать собственные партии,
- формировать познавательную самостоятельность и научить работе над шахматной литературой;
- развивать способность к самооценке и самоконтролю;
- научить школьников планировать свою игру и работу.
С) развивающие
- расширить кругозор ребёнка (приобретение ребёнком знаний по истории шахмат (чемпионы мира, шахматы в России).
Отличительные особенности программы обучения шахматам в школе
Основой этого курса является:
- углубленное изучение теории;
- подготовка и участие в различных городских и районных соревнованиях;
- устранение ошибок возникающих при участии в соревновательном процессе.
Для создания комфортной обстановки педагог с 1-го занятия вовлекает детей в творческий соревновательный процесс (изучение теории, анализ и устранение собственных ошибок, помощь товарищам, наставничество над младшими). Все это способствует тому, что ребенок в оптимальной форме подходит к своим стартам.
Где как не в одной команде возникают дружеские отношения? Дети поддерживают друг друга во время соревнования, «болеют» за партнеров, помогают коллегам анализировать партии и устранять ошибки.
Самыми насыщенными по количеству информации являются индивидуальные занятия с детьми.Чтобы получить хороший результат, учащимся необходим запас знаний и умений, усвоенных на предыдущих этапах. Их накопление – процесс длительный, требующий систематичности, последовательной и умелой организации, продвижения от простого к сложному.
На этом этапе можно заниматься только с теми детьми, которые согласны профессионально относиться к работе, готовы самостоятельно выполнять задания предлагаемые педагогом. С каждым учащимся необходимо составлять индивидуальный план работы на определенный промежуток времени, требовать обязательного его выполнения.
Условия реализации программы
Адресность
Условия набора
Группы комплектуются из учащихся, выполнивших 1-й и 2-й разряды по шахматам. Возраст занимающихся 9–14 лет.
Сроки реализации программы
Занимающиеся в группе опытные шахматисты, которые не первый год всецело отдают себя шахматам. Это опытные шахматисты, не раз побеждавшие в различных турнирах.
Для каждого ребенка срок освоения программы является индивидуальным. Если шахматист опережает своих сверстников в уровне игры, то педагог планирует для такого ребенка дополнительные задания более высокого уровня сложности.
Режим занятий шахматами в школе
Примерная нагрузка 8-ми часовой учебной группы:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа в общей группе.
и 2 раза в неделю по 1 акад. часу в подгруппах или индивидуально. Продолжительность академического часа – 45 минут.
(в группе 10-12 человек шахматистов 1-2 разрядов).
Тем, кто не занят работой в подгруппах, дается дополнительная работа с последующей проверкой. Дети заняты в шахматных турнирах, либо решают задачи и этюды, разбирают партии.
На занятиях по данной программе педагог может выбрать следующие формы организации обучения:
Используется групповая работа с учащимися. На этом уровне дети получают общие знания по изучаемым темам (лекции, тестирование, решение задач, просмотр партий, игровая практика). Осваиваются различные теоретические позиции и шахматные приемы. Именно здесь закладываются основы дальнейшего развития личности спортсмена, подготовка к занятиям на следующем уровне.
Дети могут распределяться по подгруппам в зависимости от уровня подготовки и возраста. Это также зависит от участия в различных городских и районных соревнованиях.
Особое внимание оказывается детям, участвующим в различных соревнования за команду Центра дополнительного образования.
Занятия с детьми в это время – сложный психологический процесс, где к каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход, чтобы снять возможный стресс и в оптимальной форме подвести юного спортсмена к соревнованиям. Необходимо научить ребенка самостоятельно принимать решения в трудной турнирной обстановке.
Менее подготовленным детям, не участвующим в данных соревнованиях в это время предлагаются зачетные и проверочные задания, партии, конкурсы решения задач, индивидуальная работа.
Юному спортсмену необходимо время для адаптации. Он должен выстроить новые отношения в группе, где он не только лидер, но и член большого коллектива, команды. Необходимо воспитать у него чувство «локтя», патриотизм, желание поддержать партнера, научиться помогать младшим.
Ожидаемые результаты от обучения шахматами в школе
Прогнозируемый результат
Знания и умения по шахматам к концу обучения по данной программе
Учащиеся должны обладать следующими знаниями:
- знать различные шахматные дебюты и обладать хорошо отработанным дебютным репертуаром;
- знать и уметь разыгрывать различные теоретические окончания;
- знать и уметь применять типовые шахматные комбинации;
- решать шахматные задачи и этюды;
- уметь самостоятельно анализировать свои партии;
- пользоваться самостоятельно пользоваться шахматной литературой;
- уметь пользоваться компьютерными шахматными программами.
- к концу обучения все учащиеся обязаны иметь 2-й спортивный разряд и ставить задачу выполнения 1-го разряда.
Учебно-тематический план обучения игре шахматами в школе
№ темы |
Название темы |
Теория |
Практика |
Всего |
|
|
|
|
|
1. |
Вводное занятие. Техника безопасности . |
2 |
— |
2 |
2. |
Основы стратегии |
36 |
8 |
44 |
2. |
Дебют |
|
|
|
а) |
Открытые дебюты |
8 |
4 |
12 |
б) |
Полуоткрытые дебюты |
8 |
8 |
16 |
в) |
Закрытые дебюты |
12 |
6 |
18 |
4. |
Эндшпиль |
14 |
2 |
16 |
5. |
Ладейный эндшпиль |
18 |
2 |
20 |
6. |
Борьба при необычном соотношении сил и компенсации за материал |
20 |
2 |
22 |
7. |
Творчество сильнейших шахматистов мира |
20 |
– |
20 |
8. |
Индивидуальные занятия |
50 |
50 |
– |
9. |
Игровые занятия. Разбор и анализ сыгранных партий |
– |
100 |
100 |
10. |
Конкурс решения задач и этюдов |
– |
14 |
14 |
11. |
Тактика |
4 |
– |
4 |
12. |
Блицтурнир |
|
2 |
2 |
|
ИТОГО: |
140 |
148 |
288 |
Содержание программы Шахматы в школе
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: Содержание и режим занятий; Инструктаж по технике безопасности (правила техники безопасности, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях).
2. Основы стратегии
Теория:
На занятиях по основам стратегии занимающиеся знакомятся с различными приемами шахматной игры, учатся строить план в шахматной партии, преодолевать возникшие в партии трудности.
Практика:
- Комбинации с большим количеством жертв (разбор примеров).
- Красота шахматных партий.
- Тренировка техники расчета вариантов, общие положения.
- Выработка шахматного стиля. Что такое шахматный стиль? Демонстрация партий мастеров различных стилей.
- Зарождение учения о позиционной игре. Филидор о роли пешечной структуры в шахматной партии.
- Причины возникновения комбинаций.
- Основные положения теории Стейница.
- Слабые поля в лагере противника. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь.
- Атака. Накопление мелких преимуществ. Связь между различными стадиями партии.
- Методы борьбы против гамбитов. Позиционные жертвы. Изолированные пешки в центре доски. Висящая пешка. Карлсбадская структура. Закрытый центр. Блокада.
3. Дебют
Теория: На занятиях по теории дебюта учащиеся знакомятся с правилами ведения игры в начале шахматной партии.
- Дебютная теория.
- Три принципа игры в дебюте: центр, мобилизация, безопасность.
- Дебютные ловушки и их роль в шахматной партии. Миниатюры. Проблема шахматного центра с точки зрения теории Стейница и гипермодернистов.
Практика:
А)
- Гамбиты как средство обострения борьбы с самого начала партии.
- Королевский гамбит.
- Гамбит Эванса.
- Защита Стейница в испанской партии.
- Защита Филидора.
Б)
- Закрытые дебюты, ферзевый гамбит.
- Дебют Нимцовича.
- Дебют Рети.
В)
- Защита Алехина - один из дебютов гипермодернизма.
- Система Полугаевского в сицилианской защите.
- Игра в тематических турнирах.
- Решение задач по тактике.
4. Эндшпиль
Теория:
Уметь играть конец – значит уметь играть в шахматы! Юные шахматисты обязаны знать «таблицу умножения» шахмат. На занятиях изучаются все виды простейших шахматных окончаний: пешечные, слоновые, коневые, ферзевые.
Эндшпильная техника.
- Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Переход к типовым позициям как один из методов реализации перевеса.
- Окончания с проходными пешками. Лучшее пешечное расположение.
- Ладейные окончания - общие принципы ведения борьбы. Ладья против пешки. Ладья с пешкой против ладьи.
- Многопешечные ладейные окончания..
- Линейный мат. Мат королем и ферзем. Мат королем и ладьей.
- Правило квадрата. Проведение пешки в ферзя.
Практика:
- Разбор сыгранных партий учащихся.
- Сдача зачетов по тактике и эндшпильной технике.
- Зачеты по тактике и технике эндшпиля.
5. Ладейный Эндшпиль
Теория:
Чаще всего до конца партии «доживают» ладьи. По этому основное внимания в обучении необходимо уделять изучению ладейных окончаний. Учащиеся обязаны научиться строить «мосты», перекрываться этими сильными шахматными фигурами.
- Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Переход к типовым позициям как один из методов реализации перевеса.
- Ладейные окончания - общие принципы ведения борьбы. Ладья против пешки. Ладья с пешкой против ладьи.
- Многопешечные ладейные окончания..
- Мат королем и ладьей.
Практика:
- Игра на турнире.
- Разбор сыгранных партий учащихся.
- Сдача зачетов по тактике и эндшпильной ладейной технике.
6. Борьба при необычном соотношении сил и компенсации за материал
Теория:
На этих занятиях учащиеся знакомятся с различными приемами шахматной борьбы на разных стадиях партии, решают шахматные задачи и этюды.
- А. Нимцович, его роль в развитии и обосновании идей гипермодернизма.
- Критика некоторых положений З. Тарраша.
Практика:
- Решение сложных позиций с большим числом разветвлений.
- Конкурс решения задач.
- Конкурс решения комбинаций.
- Основы комбинационной и позиционной игры:
- Элементы шахматной тактики и их роль в игре.
- Двойной удар.
- Открытое нападение.
- Связка.
- Двойной шах. Решение задач на тактику и мат в два хода с помощью двойного шаха.
- Классификация комбинационных тактических приемов.
- Комбинация и ее роль в шахматной партии; примеры.
- Мотив комбинации (примеры). Геометрические мотивы. Использование неудачного положения фигуры. Использование ослабленного положения короля. Десперадо.
- Отвлечение. Завлечение. Перекрытие. Рентген.
- Мат по последней горизонтали. Спертый мат.
7. Творчество сильнейших шахматистов мира
Теория:
История и теория шахматной игры.
Любой культурный человек обязан знать историю шахматной игры. Дети должны познакомиться с творчеством ведущих шахматистов мира, чемпионов. Это не только просмотр шахматных партий, но и знакомство с творчеством чемпионов, их биографией, их борьбой за шахматный трон.
История.
- ХV-XVI вв. - накопление несистематизированного опыта игры. Начало развития итальянской шахматной школы.
- ХVII в. - перв.пол. XIX в. - романтическое направление шахматной игры: Палерио, Сент-Аман, Лабурдоне, Мак-Доннель, У.Эванс, А.Андерсен, П.Морфи.
- Середина XIX в. - нач. XX в. - школа В. Стейница (немецкая школа): В. Стейниц, З. Тарраш, К. Шлехтер, А. Рубинштейн, Э. Ласкер и др.
- 20-е - 30-е гг. XX в. - гипермодернизм: Р. Рети, А. Нимцович, С. Тартаковер и др.
- Конец 30-х - нач. 70-х гг. XX в. - советская шахматная школа:
- М. Ботвинник, В. Смыслов, Т. Петросян, М. Таль, Д. Бронштейн, Б. Спасский и др. Русская шахматная школа: М. Чигорин, К. Яниш, И. Шумов и др.
- Выдающиеся мастера комбинационного стиля: А.Андерсен, П. Морфи, М. Чигорин, А. Алехин; разбор партий.
8. Индивидуальные занятия
Теория:
Для лучшей подготовки юного спортсмена к чемпионату города и другим турнирам необходимо проводить индивидуальную подготовку юного спортсмена.
- Постановка дебюта
- Психологическая подготовка шахматиста,
- Разучивание шахматных приемов.
- Разбор партий учащихся.
- Метод игры человека и алгоритм игры компьютера.
- Сила и слабость играющих программ.
- Этика поведения во время партии.
9. Игровые занятия. Разбор и анализ сыгранных партий
Практика:
- Участие в соревнованиях и турнирах.
- Партии, сыгранные на турнирах, юный спортсмен обязан сначала проанализировать дома самостоятельно, а потом отчитаться перед тренером о проделанной работе. Для лучшей подготовки к соревнованиям спортсмен играет тренировочные партии, участвует в различных тематических турнирах.
- Игра на турнире.
10. Тактика: Конкурс решения задач и этюдов
Практика:
- Для развития комбининационного зрения шахматиста хорошо участвовать в конкурсах решения задач и этюдов.
- Зачеты по тактике и технике эндшпиля.
- Дерево перебора.
- Решение задач на мат.
11. Тактика
Практика:
Тактические способности не приходят сами. Этому уделяется внимание. Тренер направляет шахматиста, но львиную долю работы юный спортсмен должен проделать самостоятельно.
Комбинации с большим количеством жертв (разбор примеров).
Красота шахматных партий.
Атаки:
- на нерокировавшегося короля;
- при односторонних рокировках;
- при разносторонних рокировках;.
Зарождение учения о позиционной игре. Филидор о роли пешечной структуры в шахматной партии.
Причины возникновения комбинаций.
Основные положения теории Стейница.
Слабые поля в лагере противника. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь.
Атака. Накопление мелких преимуществ. Связь между различными стадиями партии.
Методы борьбы против гамбитов. Позиционные жертвы. Изолированные пешки в центре доски. Висящая пешка. Карлсбадская структура. Закрытый центр. Блокада.
12. Блицтурнир
Практика:
Участие в захватывающем соревновании.
Методическое обеспечение для обучения игре шахматами
Дидактические материалы:
Демонстрационные доски, шахматные наборы для занятий, шахматные часы, компьютер, компьютерные программы, базы данных, шахматные энциклопедии, игровые приставки.
Занимающиеся в группе обеспечены учебными пособиями тренерами Центра:
- Учебник 4-5 года обучения для шахматистов 1-2 разряда (авторы Костров В.В.);
- Методически пособия (Решебники. 4 части, Завлечение, отвлечение, Шахматные окончания, шахматные комбинации. Авторы: Яковлев Н.Г., Костров В.В., Рожков П.П., Белявский Б.В.);
- Литература по истории шахмат. Сборник «Чемпионы мира», автор Костров В.В..
- Сборник домашних заданий «Рабочие тетради».
Формы и методы используемые на занятиях шахматами в школе
В зависимости от уровня занимающегося, его возрастных особенностей, готовности к определенным соревнований при обучении детей шахматам по данной программе педагоги применяются следующие основные методы обучения:
- вербально-словесный метод: (рассказ, описания, лекция, беседа, работа с шахматной книгой);
- метод демонстрации (таблицы, планы, диаграммы, плакаты, раздаточный материал в виде карточек с учебными позициями);
- метод экскурсий (организованное посещение учащимися шахматных соревнований – чемпионаты города среди взрослых, международные турниры);
- метод упражнений (решение специально подобранных тематических шахматных позиций, направленных на выработку специальных умений и навыков);
- игровой метод (разыгрывание с партнером учебных позиций или фрагментов из партий, сеансы одновременной игры, конкурсы решения задач);
- соревновательный метод (игра в тематических турнирах, с коротким контролем, блиц-партии и т.д.);
- метод анализа шахматных партий и типовых позиций (разбор партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий, разбор партий учащихся на индивидуальных или групповых занятиях; анализ типовых позиций дебюта, миттельшпиля, эндшпиля);
- метод современных технологий – компьютерное обучения (изучение шахматных компьютерных программ, умение использовать компьютер в качестве партнера, тренера, помощника, умение пользоваться различными шахматными базами, модулями, энциклопедиями).
Программа предоставляет возможность педагогу использовать на занятиях как любой из вышеперечисленных методов отдельно, так и в комплексе.
Формы контроля, формы подведения итогов
Все учащиеся в течение года получают индивидуальные задания в зависимости от уровня подготовки, способности выполнять определенное задание.
Каждый месяц ребенок обязан отчитаться о выполнение проделанной работе.
В течение года каждый спортсмен играет не менее, чем в 6 различных соревнованиях (первенства города, различные городские соревнования, обязан защищать честь команд школы, Невского района, города).
После каждого турнира ребенок обязан самостоятельно провести разбор собственных ошибок и представить тренеру отчет о своих ошибках.
После этого совместно с тренером принимается решение о плане дальнейшей работы.
В случае успешного участия в турнире перед ребенком ставятся новые задачи.
Если спортсмен показал плохой результат, принимается совместное решение о возможности участия в новых соревнованиях или пропуске их, чтобы не травмировать психику ребенка.
Перед началом каждого учебного года перед ребенком ставится задача выполнения нового спортивного разряда.
Все занимающиеся в группе имеют 1 и 2 разряды по шахматам.
Предложенная программа довольно практична и динамична, и что немаловажно – обеспечивается целой серией разработанных авторами учебников.
- В программе направлена на всестороннее развитие личности, расширение круга общения и полноценного самовыражения и реализации способностей детей.
- Введение курса шахмат позволяет сделать обучение в ней интересным и радостным. Шахматы положительно влияют на развитие и совершенствование у детей психических процессов и таких качеств, как память, внимание, пространственное воображение, логическое мышление, восприятие, воля и т.д.
- Шахматы помогают научиться управлять своим поведением, развивают умение самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, воспитывают организованность и дисциплину, чувство коллективизма, товарищества и самокритичность.
- Школьникам будут даны сведения обо всех стадиях шахматной партии (дебют, середина игры, окончание) и знания по самостоятельному изучению шахмат.
Нельзя рассматривать урок шахмат как увеличение учебной нагрузки. Попробуем посмотреть с другой стороны: дети получают в течение учебного дня большую перемену, на которой можно отдохнуть и поиграть в интересную и занимательную игру.
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в классе площадью 80 кв. м.
В помещение имеются 2 демонстрационные шахматные доски для проведения занятий, шахматные часы – 20 шт. и 50 наборов шахматных фигур.
Дети активно используют компьютеры и компьютерные программы в своем совершенствовании. Все занимающиеся в группе обучены тренером пользоваться программами Шахматная Планета, Шахматная База, CHESS Assictane.
Дети и тренер центра создали два сайта CHESSKNIGI.RU, CHESSDETI.RU.
Список литературы:
Занимающиеся в группе обеспечены учебными пособиями тренерами Центра:
- Учебник 4-5 года обучения для шахматистов 1-2 разряда (авторы Костров В.В., Давлетов Д.А.);
- Методически пособия (Решебники (4 части, Завлечение, отвлечение, Шахматные окончания, шахматные комбинации. Авторы: Яковлев Н.Г., Костров В.В., Рожков П.П., Белявский Б.В.);
- Литература по истории шахмат. Сборник «Чемпионы мира», автор Костров В.В..
- Сборник домашних заданий «Рабочие тетради», автор Костров В.В..
Книги и пособия, адресованные тренерам и педагогам:
- Зак В. Пути совершенствования. – Москва. ФиС., 1988.
- Котов А. Тайны мышления шахматиста. – ФиС., Москва. 1988.
- Нимцович А. Моя система на практике. – Москва. 1930.
Приложение 1
Индивидуальная работа
В программу занятий группы входит индивидуальная работа для учащихся.
Во время подготовки спортсменов к соревнованиям необходимо поставить дебют, изучить теоретические позиции, проанализировать различные партии, найти и устранить ошибки, встречающиеся в партиях юных шахматистов, поработать над психологической подготовкой спортсмена.
Все эти проблемы лучше решать с учащимся индивидуально.
Основное внимание уделяется характеру и индивидуальным особенностям каждого шахматиста.
Содержание и виды работ |
Теория |
Практика |
Постановка дебюта |
12 |
10 |
Техника разыгрывания окончаний |
12 |
5 |
Улучшение техники расчета |
2 |
10 |
Подготовка к соревнованиям |
14 |
5 |
Разбор партий участников соревнований |
10 |
– |
ИТОГО |
50 |
30 |
Темы занятий
- Подготовка к конкретному противнику.
- Разбор партий. Просмотр подборок партий по дебютам.
- Анализ и устранение ошибок.
- Работа с компьютером. Обучение компьютерным программам.
- Работа с базами данных по дебютам, окончаниям. Решение задач.
- Психологическая подготовка спортсмена.
- Правила поведения во время игры, подготовка к соревнованиям.
- Основы судейства, знание правил шахматного кодекса.
- Работа с литературой.
Шахматный тренер Костров Всеволод