2-х часовая программа обучения игре в шахматы в школе
2-х часовая программа подготовки шахматистов, возраст обучающихся 6–8 лет
Специально разработанная программа обучения игре в шахматы в школах Санкт-Петербурга и России рассчитана на 1 год обучения, 72 часа суммарно. Программа разработана в 2006 году, переработана в 2012 году.
Программа предоставлена на сайт "Шахматы в школе ChessLikbez.ru" и для облегчения тренерского труда тем, кому еще предстоит воевать с подготовкой и продвижением образовательных программ.
Предлагаемый материал можно взять за основу, использовать по собственному усмотрению.
Пояснительная записка и предисловие от Кострова Всеволода к 2-х часовой программе подготовки шахматистов "Шахматная Школа"
«Благодарю тебя, душа моя, за то,
что в шахматы учишься.
Это непременно нужно во всяком
благоустроенном семействе».
Из письма А. С. Пушкина жене.
Определение программы
Программа «Шахматная школа» является модифицированной дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленности.
Уровень усвоения программы общекультурный.
1 класс
Поурочный учебный план для группы 1 года обучения
(1 час в неделю / 32 часа)
Дидактические материалы: учебник, задачник, рабочие тетради,
демонстрационная доска, шахматные наборы для занятий.
№ |
УРОКИ |
ТЕМЫ |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ |
1. |
Урок № 1. |
История шахмат |
«Что за игра шахматы? Сказка про появление шахмат». |
2. |
Урок № 2. |
Шахматная нотация |
«Путешествие шахмат по свету. Знакомство с шахматной доской». |
3. |
Урок №3. |
Шахматная нотация |
«Изучение шахматной нотации. Запись позиций». |
4. |
Урок №4. |
Шахматные фигуры |
«Плывет ладья по доске. Запись шахматных ходов». |
5. |
Урок №5. |
Шахматные фигуры |
«Как ходит и ест шахматный слон». |
6. |
Урок №6. |
Шахматные фигуры |
«Как ходят их величества король и ферзь». |
7. |
Урок №7. |
Шахматные фигуры |
«Скачем на коне». |
8. |
Урок №8. |
Шахматные фигуры |
«Скачем на коне (продолжение)». |
9. |
Урок №9. |
Шахматные фигуры |
«Солдаты шахматной доски – пешки». |
10. |
Урок №10. |
История шахмат |
«Сильнейшие шахматисты. Чемпионы мира». |
11. |
Урок №11. |
Шах, мат, пат |
«Что такое шах, мат, пат». |
12. |
Урок №12. |
Шах, мат, пат |
«Что такое шах, мат, пат. (продолжение)». |
13. |
Урок №13. |
Понятие о дебюте |
«Как начинать шахматную партию». |
14. |
Урок №14. |
История шахмат |
«Шахматы в России». |
15. |
Урок №15. |
История шахмат |
«Чемпионы мира (продолжение)». |
16. |
Урок №16. |
Рокировка |
«Рокировка и все о ней». |
17. |
Урок №17. |
Шахматная нотация |
«Как записывать шахматную партию». |
18. |
Урок №18. |
История шахмат |
«Шахматы в Санкт-Петербурге». |
19. |
Урок №19. |
Понятие о дебюте |
«Основные законы дебюта. Ловушки». |
20. |
Урок №20. |
Решение задач |
«Решение задач». |
21. |
Урок №21. |
Сравнительная ценность фигур |
«Кто сколько стоит? Ценность фигур». |
22. |
Урок №22. |
Решение задач |
«Решение задач». |
23. |
Урок №23. |
Решение задач |
«Решение задач и этюдов». |
24. |
Урок №24. |
Простейшие эндшпиля |
«Линейный мат. Мат двумя ладьями». |
25. |
Урок №25. |
Решение задач |
«Решение задач». |
26. |
Урок №26. |
Игровое занятие |
«Игровое занятие. Разбор и анализ сыгранных партий». |
27. |
Урок №27. |
Игровое занятие |
«Игровое занятие. Разбор и анализ сыгранных партий». |
28. |
Урок №28. |
Типовые планы |
«Типовые планы в миттельшпиле». |
29. |
Урок №29. |
Игровое занятие |
«Игровое занятие. Разбор и анализ сыгранных партий». |
30. |
Урок №30. |
Игровое занятие |
«Игровое занятие. Разбор и анализ сыгранных партий». |
31. |
Урок №31. |
Игровое занятие |
«Линейный мат ферзем». |
32. |
Урок №32. |
Игровое занятие |
«Игровое занятие. Разбор и анализ сыгранных партий». |
Поурочный учебный план состоит из 32 уроков продолжительностью 1 академический час каждый.
В зависимости от индивидуальных особенностей учебных групп преподаватель имеет право по своему усмотрению изменять порядок следования различных тем внутри учебного плана, количество закрепляющих игровых занятий, не меняя при этом расстановку уроков внутри одной темы.
Тематический план группы 1-го года обучения
по шахматам 1 час в неделю (34 часа)
№ |
Изучаемые темы |
Теория |
Практика |
1. |
История шахмат, чемпионы мира |
5 |
- |
2. |
Шахматная доска, нотация |
3 |
- |
3. |
Шахматные фигуры |
6 |
- |
4. |
Шах, мат и пат |
2 |
- |
5. |
Рокировка. |
1 |
- |
6. |
Понятие о дебютах, дебютные ловушки |
2 |
- |
7. |
Сравнительная ценность фигур |
1 |
- |
8. |
Игровые занятия. Разбор и анализ сыгранных партий |
- |
7 |
9. |
Простейшие эндшпиля с нарушенным материальным соотношением сил. |
2 |
- |
10. |
Типовые планы в миттельшпиле |
1 |
- |
11. |
Решение задач |
- |
4 |
12. |
Простейшие пешечные эндшпиля |
- |
- |
13. |
Комбинации |
- |
- |
14. |
Различные пешечные структуры |
- |
- |
|
|
23 |
11 |
|
ИТОГО : |
|
34 ч. |
Тематический план группы 2-го года обучения
по шахматам 1 час в неделю (34 часа)
№ |
Изучаемые темы |
Теория |
Практика |
1. |
История шахмат, чемпионы мира |
5 |
- |
2. |
Шахматная доска, нотация |
3 |
- |
3. |
Шахматные фигуры |
6 |
- |
4. |
Шах, мат и пат |
2 |
- |
5. |
Рокировка. |
1 |
- |
6. |
Понятие о дебютах, дебютные ловушки |
2 |
- |
7. |
Сравнительная ценность фигур |
1 |
- |
8. |
Игровые занятия. Разбор и анализ сыгранных партий |
- |
7 |
9. |
Простейшие эндшпиля с нарушенным материальным соотношением сил. |
2 |
- |
10. |
Типовые планы в миттельшпиле |
1 |
- |
11. |
Решение задач |
- |
4 |
12. |
Простейшие пешечные эндшпиля |
- |
- |
13. |
Комбинации |
- |
- |
14. |
Различные пешечные структуры |
- |
- |
|
|
23 |
11 |
|
ИТОГО : |
|
34 ч. |
Годовой тематический план
по шахматам для школьников 1 класса (32 урока).
Начальные сведения – 1 четверть
- Введение. Доска, фигуры, горизонтали, вертикали, центр-горка, край и угол. Нотация, адреса фигур. (1,1-2)[1]
- Запись шахматной позиции, город-почтальон, морской бой. (1,3)
- Ладья: ходы, взятия, линейный и двойной удары, сила.
Игра "Курица и зёрна". (1,4)
- Cлон: ходы, взятия, линейный и двойной удары, сила.
Игра "Курица и зёрна". (1,5)
- Король и ферзь: ходы, взятия, удары, сила. (1,6)
- Конь: ходы, взятия, двойной удар, сила. "Курица и зёрна".
Игра "Скачем на коне" или
"Кто лучший джигит?". (1,7)
- Пешки: ходы, взятия, удары, превращение, сила. (1,8)
- Шах, пат, мат. Игра "Пять шахов" (1,9)
Начало партии – 2 четверть
- Как начинать шахматную партию: расстановка, центр, развитие. Игра "Двухходовка".
(1,10)
- Рокировка и всё о ней. (1,11)
- Как записывать шахматную партию. (1,12)
- Как записывать партию. Дебют: испанская партия. (1,13)
- Законы дебюта, детский мат. Заповеди. (1,14)
- Относительная ценность фигур. Игра "Магараджа". (1,15;5)
- Решение задач. Мат в 1 ход. (6)
Матование одинокого короля – 3 четверть
- Мат 2 ладьями. Сторож и охотник. План матования. (1,16)
- Решение задач на линейный мат. (1,17)
- Мат ферзем. Вдох-выдох. План. (1,18)
- Линейный мат ладьей. План. (1,19)
- Квадратный мат ладьей. План. (1,20)
- Мат двумя слонами. План. (1,21)
- Шахматные игры: "До первого шаха", "Танцуем все". (5)
- Решение задач на мат ладьёй, ферзём в 1-2 хода. (6)
Пешечные окончания – 4 четверть
- Окончания. Король с пешкой против короля, вагончик. (1,22)
- Пешечные окончания. Правило квадрата. (1,23)
- Пешечная структура. Сильные и слабые пешки. (1,24)
- Пешечная структура. (1,25)
- Пешка против ферзя. (1,26)
- Практическое занятие. Шахматные игры "Танцуем все", "Двухходовка",
"Магараджа", "До первого шаха". (5)
- Решение задач на проведение пешки и мат в 1 ход. (6)
- Решение задач на проведение пешки и мат в 1 ход. (6)
- Решение задач на проведение пешки и мат в 1 ход. (6)
[1] Ссылка на учебник и номер соответствующего урока из списка литературы.