Печальный опыт шахмат в школе
«Я думаю, что вместе с ФИДЕ нам удастся реализовать идею введения шахмат в школу именно как курса. Моё глубочайшее убеждение, что ШАХМАТЫ должны быть в КАЖДОЙ ШКОЛЕ уже с 1-го класса!»
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева
«Благодарим вас, душа наша, за то, что хотите детей научишь в шахматы. Это непременно нужно во всякой благоустроенной стране!»
Размышления профессионала об одном печальном опыте «Шахмат в школе»
Мне хотелось бы вернуться в наше недалекое прошлое —перестроечные годы. Вспомним, как рубль стремительно падал, зарплата педагогов и тренеров была практически равна «нолю», зато появилась какая-то свобода.
Предприимчивые чиновники в Петербурге тут же открыли самые разные ООО «Шахматные академии», «Центры преподавания» и подобная хрень, а преподавателям, чтобы как то себя прокормить было предложено вести дополнительные платные уроки.
Директорам школ было разрешено ввести в школах, так называемые «дополнительные платные услуги». В школах появились языковые курсы, подготовка в институты, репетиторство, различные виды боевых единоборств, подготовка в институты, прочая, прочая, и в том числе и шахматы.
Хочется познакомить вас с некоторой статистикой «успешной» педагогической работы в школах опытных тренеров из детских спортивных центров. Например, в сентябре месяце из одного шахматного центра в школы пошли работать-подрабатывать 13 шахматных тренеров: все опытные педагоги, с не менее, чем 10-ти летним педагогическим стажем, мастера спорта по шахматам. На конец года с детками подрабатывало лишь двое, 11 человек не смогли выдержать работу в классе: с неумеющими, ничего не знающими и нехотящими, орущими созданиями.
Многие не выдерживали предлагаемых условий для занятий, не находили язык с администрацией. И самое интересное, что почти всех попытался обмануть по зарплате «крышующее» педагогов ООО Райком Комсомола ОДНОГО городского района. Зарплата не была выплачена за несколько месяцев.
На следующий год статистика стала еще хуже. Жадные «ООО» занимающиеся педагогической работой ввели шахматы, чуть ли не в половине школ города и детских садах... Число «охваченных» детских учреждений впечатляло: около 300 школ и более 100 детских садов. Чем не «шахматная горячка»?!
Естественно, такого большого количество шахматных специали-стов, готовых вести в шахматы в школе даже в таком большом городе как Петербург просто не было. На работу засылались простые студенты или пенсионеры. Специального педагогического образования у 99% процентов «шахматных» педагогов просто не было. У некоторых не было и шахматных навыков. Но ведь брались учить! Практически ни у кого из шахматных педагогов не было программы, некоторые даже не подозревали, что она нужна... Никаких учебников и пособий не было! Самое интересное, что никому в голову даже не пришло написать некий «шахматный конспект» и предложить вести уроки «училкам».
Статистика ужасна! В некоторых школах за учебный год менялось по 4-5 преподавателей. А из 500 шахматных педагогов начинающих работать в сентябре до конца учебного года доработали лишь 6 человек. Чуть более 1%... Пожалуй, нет более печальной статистики ни для одной профессии. Фантастика!
Автор провел анализ, почему увольнялись неумехи-педагоги и выяснил основные причины увольнений:
-
Прежде всего — это неумение работать с детьми;
-
Далее шло неумение договориться с администрацией школы,
-
Часто тренеры попадали под проверку чиновников-проверяющих, в некоторых случаях после жалоб недовольных родителей;
-
Условие работы — не все могли наладить сам учебный процесс, так как никто не предлагал купить инвентарь и достать необходимые пособия, учебный материал;
-
Оплата труда чаще всего оказывалась гораздо ниже ожидаемой.
К чести детско-юношеской комиссии Санкт-Петербурга хочется заметить, что эта сложная ситуация пыталась как-то контролироваться. Запретить профанацию шахмат мы не могли — хотя это надо было сделать любыми силами. Неумехам тренерам, пришедших в школу, бросались какие-то спасательные круги типа тренерских курсов.
На заявки администрации различных школ ДЮК всегда обращалось внимание, и делались попытки найти более-менее квалифицированных шахматистов, способных провести уроки в школах.
Но бездумная и жадная политика людишек, жаждущих побольше хапнуть, привела к очень печальным для шахмат результатам. Переквалифицировавшихся из чиновников и партийных деятелей в предприниматели никакого отношения к детским шахматам не имели. Их фирмы лопались одна за другой!
Автор сам слышал, как родители и администрация школ даже через несколько лет кричали «НЕТ!!», услышав слово ШАХМАТЫ. Они просто вспоминали этих неумех-шахматистов, пытавшихся провести шахматные уроки в школе и дельцов их обманувших. Аллергия на шахматы осталась во многих школах Санкт-Петербурга надолго.
Но есть и удачные примеры, где шахматы прижились и долгое время жили счастливой жизнью!
Удачные примеры — это 141 школа Красногвардейского района, школы Невского района 513, 667 и 344, 481 школа Кировского района. О них подробный рассказ.
Понятно, что сегодняшние чиновники гораздо изощреннее, но жажда наживы у них осталась. За попыткой внедрить шахматы во все школы России, автор видит обычный распил!
Никакой заботы о детях и желании научить их шахматной игре у господ чиновников нет! Вы совершаете преступление, господа! Автор нисколько не сомневается, что через год внедрения шахмат в российские школы, большинство директоров и родителей завопят «НЕТ!!», и даже если позднее в школы придет грамотный педагог-тренер, то ему колоссальных трудов будет стоить сломать сложившийся о ВРЕДНЫХ шахматах стереотип.
Может, не будем спешить, господа чиновники?! И попробуйте-ка сами почитать, хотя бы полгодика предложенные вами учебники. Ну чем вы хуже наших «училок»?!
Вы сможете! Мы в этом нисколько не сомневаемся!!!
И вот тогда...
Также как автор, думают 90% тренеров Санкт-Петербурга и большая часть тренеров из других городов.
Мы одно племя!