"Благодарю тебя, душа моя, что в шахматы учишься..."

+7 903 097 15 03 chessknigi@mail.ru

Детская шахматная школа Всеволода Кострова

История её рождения рассказал старший тренер школы Всеволод Костров (1992—2015 годы)

Где находится Весёлый Посёлок я сам долгое время не знал, а ездить туда на экскурсию, чтобы осмотреть новостройки, как-то не хотелось. Но так уж получилось, что моя семья приобрела квартиру в Невском районе. Долгое время хотелось вернуться опять в центр — думалось временно. Но всё временное, как известно надолго и вскоре я стал настоящим патриотом Невского района.

Конечно, из-за лени, мне не хотелось ездить на работу куда-нибудь через весь город, я решил создать что-нибудь под боком, благо желающие заниматься были. Первым кто приютил моих юных шахматистов, ста Левобережный дом пионеров, но вскоре на три года разобрали Володарский мост. А ездить из Невского района в Невский район через два других (Красногвардейский и Смольнинский) казалось немного смешным. Дорога к «себе домой» 2 часа занимала. Решил я отделить окончательно «берег правый от берега левого».

Активных родителей для операции «по отделению» собралось довольно много, и мы пошли на приём к заведующему РОНО. Госпожа Морозова С.М. нас пожалела и со словами: «Куда же мне вас деть!?» послала в Дом Правобережный. Удивилась уважаемая директор ПДТЮ Елисеева Л.А., что за страшные и незнакомые шахматы на неё свалились. До этого Дом Творчества был центром культуры, а теперь...

Нас приютили в виде зарплаты для преподавателей. Но места для занятий у нас по-прежнему не было, хотя работа велась во многих школах района. Решить проблему помогла планировка «квадратных школ». А что если загородить с двух сторон коридор третьего этажа, который идёт вдоль высоких стен актового и спортивного залов? Сказано сделано. И появилась у нас длинная «кишка» в школе №513 (длиной 50 м, шириной 3 м). Кстати, прекрасный клуб получился. Акустика плохая, что для шахмат хорошо — можно в одной половине «на голове стоять», а в другой спокойно с детьми, которые хотят, заниматься.

Совет тренерам нет помещения для занятий — поднимайтесь на 3-й этаж «квадратных» школ и отделяйтесь от государства! Проект вам нарисуем.

Шахматы в школе

Проблемы были и с инвентарём, но выход из положения быстро нашёлся. К счастью для нас, распалось славное когда-то общество «Трудные резервы» где остались целые залежи списанного, но почти нового инвентаря. Так как я начинал свой творческий путь тренера именно в этом обществе, то о цене и количестве переданных шахмат, часов и демонстрационных досок можно было легко договориться. Не гнушались мы покупать шахматы и в различных «бомжатниках». А куда деться? Ведь в бюджете Невского района средств на детей денег никогда не было. Всегда мы спасались только за счёт наших родителей. 

С названием также всё решилось просто. Так как «весёлыми ребятами» из Весёлого поселка быть не хотелось, посмотрел я на карту района, что бы найти какое-нибудь приятное название. Естественно, взгляд пал на симпатично-непонятное «Оккервиль». Этот мутный ручей протекает в каких-то 100 м от нашего клуба. Мутно, но зато как красиво!

Вскоре появились первые чемпионки... Долгое время команда Весёлого посёлка состояла почти из одних девочек. Дошло до того, что в командных соревнованиях «Белой Ладьи» и в различных командных первенствах города девочки «Оккервиля» занимали почти все мужские доски. Ура нашим первым ласточкам — Анне Эпштейн, Наташе Линьковой, Маше Кузнецовой, Саше Буровой, Маше Югиной, Насте Титовой. Тренеры Дворца на Невском хорошо знают — бери «оккервилих» — не ошибёшься — знак качества стоит! Жаль, что разрешения иногда не спрашивают!

От такого обилия умных девочек и полного отсутствия мальчиков я серьёзно начал задумываться, что же так влияет на мужские мозги в Невском районе. Почему мальчики у нас такие... И сделал правильный вывод — виноват курган — бывшая свалка, где всё юное мужское население «посёлка» протирает зимой штаны на горках. Наверно, вредные флюиды на что-то в голове и влияют. К счастью, со временем, или вредные испарения уменьшились или первоклассники стали серьёзнее относится к моим пожеланиям, не кататься на попе на горке, но наступил перелом.

Шахматы в школе

И появились первые мальчики. Фёдоров Александр, Фёдоров Глеб, Лебедев Глеб, Сватковский Антон, Иванин Борис, Колесник Алексей, Сапронов Саша, Ланин Алексей — победители и призёры международных, российских и городских соревнований. Известный гроссмейстер Борис Савченко, также начинал свой путь в наших шахматных школах. Он с братом выполнили свои первые разряды, но, к сожалению, их семья переехала в Краснодар.

Приятно, что достижения нашего отдела не остались незамеченными. Махание грамотами привело к тому, что РОНО каждый год стало прибавлять нам ставок, и мы смогли приглашать новых тренеров. Но вот территориальная и материальная бедность по-прежнему оставалась. Ну, нет в спальном Невском районе детских центров, где можно приткнуться детям. Поэтому и наша работа ведётся несколько нетрадиционно. Нет у нас набора, а есть ОТБОР.

Учим мы детей всех тех школ, где директора и родители пожелают. Урок шахмат введён подпольно в расписание. Так что утром шахматный ЛИКБЕЗ, а вечером мы приглашаем умных Маш и Петь в шахматный клуб. Не все, к сожалению, доходят, так как народ нынче пошёл ленивый, а многих бабушки возить не могут, так как сами работают. Да и Весёлый Посёлок для быстрой доставки тел не предназначен. Две улицы – два автобуса и пятнадцать остановок вдоль. Тяжёлые теперь времена для развития шахмат в отдельно взятом нашем районе. Тем не менее, нам удалось ухватить в районе несколько школ. Лидерами стали 513, 528, 344, 347, 667 школы. В каждой из них шахматами занимается несколько классов.

Не часто удаётся найти с директорами школ полное взаимопонимание. Раньше частенько директора соглашались только на кружок, стараясь и его засунуть, не пойми-куда по времени. Но мы теперь и сами можем за себя постоять. Когда приходим в новую школу, то сразу диктуем условия: «Школ много, думайте быстрее...»    

Особенно нам повезло с 667 школой. Директор школы Ирина Германовна Локосова сразу пошла нам на встречу. Расписание шахматных занятий было составлено очень удобно. Утром шахматные уроки, вечером работа шахматного кружка. А когда от шахматной федерации последовало предложение об открытии шахматного интерната, то мы с радостью на это согласились. Конечно, сначала велись длинные переговоры, чтобы прийти к общему пониманию, что мы все вместе хотим.

Вначале желанием у нашей федерации было открыть настоящий шахматный интернат для всех детей Петербурга и области. Но какая же мама отпустит своего ребёнка на целую неделю. Кто же ему сопли, слёзы и всё остальное подтирать будет?? Наше предложение было создание полуинтерната примерно вот с таким расписанием.

Шахматы в школе

РАСПОРЯДОК ДНЯ в шахматных классах 

С 9.00 до 13.30 часов — общеобразовательные предметы.

Три раза в неделю (ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, ПЯТНИЦА) в расписании шахматный урок. Это лекции по теории и истории шахмат. Преподаватели учат детей правильно вести запись шахматной партии, работать за шахматной доской. 

С 13.30 до 16.30 — обед, прогулка, подготовка домашних заданий.

Три раза в неделю (ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, ЧЕТВЕРГ)

с 16.30 — до 18.30 ученики занимаются в группах в зависимости от подготовки. Время занятий постепенно увеличивается от 1 до 2-3 часов к концу учебного года.

ПОНЕДЕЛЬНИК — лекции по теории;

ВТОРНИК — решение задач, позиции на разыгрывание и т.п.;

ЧЕТВЕРГ — турнирный день.

СРЕДА — спортивный день. На выбор детям и их родителям предложены спортивные занятия (ОФП), спортивные танцы, занятия в бассейне.

В СРЕДУ и ПЯТНИЦУ предлагаются факультативные занятия: английский язык, информатика; различные кружки.

 Шахматы в школе

Отметим, что предложенное расписание успешно действует, и мы его легко выполняем, а «шахматные первоклассники» к нему привыкли.

В марте к нам приехали гости...

Председатель шахматной федерации Санкт-Петербурга, по совместительству начальник Лентрансгаза, Сердюков Сергей Гаврилович сразу увидел, что нам надо... О такой жизни в Весёлом Посёлке шахматисты даже в сладких снах не мечтали.

Нам сразу объяснили, что линолеум должен быть «тёплым», обои на стенах розовые, а решётки на окнах (всё же первый этаж) белые. Вот куда наши преподаватели точно никогда не смотрели так это на цвет решёток за окнами. Хватало проблем и внутри стен.

 Шахматы в школе

Шахматы работникам лучшей «деревянной» мастерской Ленстрангаза было наказано сделать из дуба. Было не выполнено! Оказалось, что из ОЛЬХИ гораздо лучше. Цвет приятнее. А уши у коней дольше в сохранности будут. Не отгрызут их юные шахматисты сразу. Ещё больше нам понравились парты для детей и столы для учителей, сделанные по индивидуальному заказу. Парты будут расти вместе с ребёнком. Для детей сделаны специальные шкафчики, куда можно портфели складывать.

Выгода от этого тройная!!! Во-первых, детям не надо эти сундуки в 50 кг весом каждый день в школу носить. Во-вторых, родители счастливы, что все двойки и проблемы в школе остаются, и домашнее задание им делать не надо. В третьих, сколько учителя колготок целыми сохранят. Ведь портфели перешагивать теперь не надо. Конечно, раз в месяц портфели забирать домой придётся. Надо проверять, что там внутри окажется.

Наши современные дети на всё способны. У кого в портфеле магазин игрушек, а кого столовая. За всё прекрасное оборудование отдельное спасибо Елене Станиславовне. Сделано ещё не всё. Для полного счастья нужны ещё стенды, реклама, вешалки. Но мы уже уверенны — всё будет.

Шахматная федерация благословила и выпуск шахматной литературы для детей. Конечно, я не мог бы выпустить книги за свои деньги. Теперь сразу появилось несколько серий шахматных книг. Это и учебники для наших маленьких детей, и сборники заданий для шахматистов всех возрастов, и блокноты для шахматистов всего Санкт-Петербурга.

Не все дети станут шахматистами-профессионалами! Мы такую задачу перед всеми и не ставим. Зачем детей калечить этими шахматами? Но тех, кто действительно хочет научиться хорошо играть — научим. Надеюсь, мы это умеем! Тренеры у нас в клубе-шахматной школе самые лучшие, с огромным опытом работы с детьми.

 

Но самое главное у нас есть поддержка — президента шахматной федерации Сердюкова Сергей Гавриловича, вице-президента Хропова Борис Мефодиевича, исполнительного директора федерации Болотинского Игорь Леонидовича. Увидев такое  внимание к нам в городе стали нам помогать и различные районные начальники, что раньше за ними не наблюдалось.

 Шахматы в школе

Мы видим перед собой пути развития шахматной школы на будущее. В этом году набор в шахматные классы был сделан после тестирования детей. Его мы проводили несколько раз, просмотрели около 200 детей. Постарались выбрать самых-самых.

Но разве можно сразу узнать ребенка, когда видишь его впервые? Только сейчас через два месяца работы мы начинаем понимать, где ошиблись при тестирование. Из 50 набранных детей таких «ошибок» к счастью немного — не более 10%. В будущем мы должны стремиться, чтобы этот процент был совсем маленьким.

Ранее шахматный отдел ПДТЮ начинал свою работу с учащимися начальных классов, и мы не ставили перед собой задачу набрать детей. Мы их отбирали. Теперь же обучение детей надо начинать уже в детском саду или в подготовительных классах. Если в Домах творчества можно сообщить родителям, что их непоседливому ребёнку стоить заняться чем либо другим. А как сообщить об этом родителям и ребёнку, что не стоит ребёнку мучиться в шахматном классе. Ведь он уже привык к первой «маме-учительнице» и к своим друзьям-одноклассникам.

Тестирование надо начинать с декабря месяца, чтобы у приглашённых шестилетних детей было время на вечерних занятиях в клубе определить свою судьбу в будущем. Прошедшие тестирование обязаны несколько месяцев позаниматься шахматами    в группе начальной подготовки.

Шахматы в школе

Теперь мы должны «бороться» за детей в течение года. Поэтому мы заключили договор с детскими садами района. Лучшие «шахматята», прошедшие годовой курс обучения будут приглашаться в нашу шахматную школу. В 6 группах детского сада «РОДНИЧОК» ведутся уроки шахмат. С января 2001 года в подготовительных группах (ШЕСТИЛЕТКИ) 667 школы также вводится урок шахмат.

Шахматное СОЛНЫШКО — 667 школа взяло на свою орбиту несколько ПЛАНЕТ — другие школы района. В школах 625, 639, 689, 641, 513, 344, 347, 528 идут шахматные уроки (начальная подготовка). В нескольких школах работают шахматные кружки. Лучшие шахматисты будут приглашаться в шахматный клуб федерации.

Школа планирует каждый учебный год набирать 60-70 человек в 2-3 шахматных 1-х класса. Таким образом, шахматная школа через пять лет будет состоять из 6-7 начальных классов и 2 отобранных 5-го и 6-го классов. В старших классах мы планируем начать профессиональную подготовку ребят. Предполагается заключение договоров со спортивными и педагогическими ВУЗами города. Санкт-Петербургу необходимы квалифицированные тренеры по шахматам.

Шахматы в школе

Не секрет, что часто шахматными тренерами работают совсем не профессиональные педагоги, а просто случайные люди. Многие просто отбывают номер, всё время посматривая по сторонам куда бы уйти, где больше заплатят.

Не даёт работать тренерам государство. Работать по совместительству стало невозможно. Совместитель получает в 5 (!) раз меньше «основника». Смешно сказать, что на свою зарплату совместитель не сможет даже доехать до работы. Государство решило отнять 50% зарплаты и от пенсионеров. Наверно, очень много они получают. А молодёжь даже за полную ставку с дотациями весом в тысячу рублей работать не пойдёт. Им семью кормить надо.

Делаем вывод, даже если что и изменится может наступить маленькая трагедия — тренеры переведутся. Поэтому прямо сегодня надо начинать готовить шахматные молодые кадры.

Давайте заключим договор с Пединститутом, с академией Лесгафта — откроем в городе шахматную специализацию! База в городе теперь есть. И полигон для практики более 50 групп начальной подготовки в Невском районе тоже.

 Шахматы в школе

3 октября в школе 667 состоялось торжественное открытие. По секрету скажем, что мы к нему долго готовились. Шею мыли... Ремонт немного задержался. Поэтому занятие в наших суперклассах начались лишь 15 сентября. Наши умные шахматные дети оказавшись в этих классах, широко раскрыли глаза и долго не понимали чего от них хотят.

Но вскоре жизнь наладилась! Учёба, занятия, прочие непосильные нагрузки сломили сопротивление протестующих. А как хотелось бедным деткам подольше пребывать в детстве.

Приятно отметить, что у старшеклассников, которые «не успели» оказаться в шахматных классах по старости, абсолютно нет никакой зависти к первоклашкам. Они прекрасно понимают, что всё это останется в их родной школе, в их родном районе. А их дети уж точно придут в эту шахматную сказку. И, кстати, по вечерам многие из них заглядывают в наш клуб.