Организация шахматных занятий в школе и дома
В помощь педагогу решившемуся начать «Шахматы в ШКОЛЕ». Год 1989...
В Санкт-Петербурге практически в каждом районе города ведутся занятия в школах и гимназиях либо факультативно, либо, с разрешения администрации, введены в расписание уроков начальной школы. Если вы всё же рискнули и начали уроки шахмат в своей школе, то не бойтесь возможных затруднений.
Но, если всё же они у вас возникнут, обращайтесь за помощью к специалистам в любой из Домов Творчества Юных или шахматные клубы. Мне думается, что любой из шахматных преподавателей с удовольствием пригласит вас на открытый урок и завяжет с вами тесное сотрудничество.
Эту статью автор написал в виде РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
ЧТО НЕОБХОДИМО РЕБЁНКУ-ШАХМАТЁНКУ?
Здравствуйте! Вы хотите, чтобы ваш ребёнок начал заниматься шахматами?! Тогда необходимо как следует подготовиться к началу его шахматных уроков. Вы уже приобрели учебник. И хотя дома шахматы уже есть, возможно придётся купить ещё одни и для школы. Конечно, это будет несколько накладно, так как придётся разориться ещё и на демонстрационную доску, и на тетради, а затем пойдёт и специальная литература и многое другое. Но ваш ребёнок заслуживает этого.
Тем более, что знакомство с шахматами принесёт плоды в 100 раз превышающее затраты. Только не начинайте занятий, не решив все спорные вопросы. Обидно, когда по каким либо причинам уроки, не успев начаться, прерываются. Постарайтесь всё предусмотреть, тогда не пострадают дети.
Материальная база - уроки шахмат
Как добыть то, что необходимо?!
Ни в коем случае не начинайте шахматные занятия, если у вас нет необходимого инвентаря! Вы должны как следует подготовиться к началу шахматных занятий.
Требуйте, чтобы шахматы были приобретены на весь класс по одному комплекту на двоих, плюс один запасной набор на случай потерь. Лучше всего, чтобы комплекты шахмат были средних размеров (шахматы ШКОЛЬНЫЕ — доска 30-40 см) и могли помещаться на парте.
Комплект состоит из закрывающейся доски и деревянных шахмат. Пластмассовые фигуры при падении часто разбиваются и менее долговечны, чем деревянные. Картонные доски и коробки для фигур быстро приходят в негодность и их надо заменять. Как показал многолетний опыт, до конца года не доживают примерно два набора из десяти.
Не соглашайтесь на то, что вас будут уговаривать, что дети будут приносить шахматы из дома, могут возникать сложности из-за собственнических интересов детей. Дети не столько заняты уроком, сколько следят, как товарищи по классу относятся к их красивым шахматам.
Кроме того, шахматы могут часто забываться детьми дома, а «валять дурака» в этом возрасте всегда приятней, чем работать. Также, вы можете увидеть и различные сувенирные шахматы, где фигуры просто невозможно различить, — так как они все похожи на королей или на какие-то сказочные персонажи.
Можно увидеть и миниатюрные дорожные шахматы, где не различить фигур, а букв и цифр по краям доски просто нет. Нельзя забывать и об эпидемиях, когда пол класса болеют и шахматы в школу не приносятся...
Надеемся, конечно, что государство или спонсоры возьмут эти расходы на себя! Иначе, это будет несколько накладно, так как придётся разориться ещё и на демонстрационную доску, и на тетради, а затем пойдёт и специальная литература и даже компьютерные программы. Без них в наше время никак!
Объясните родителям, что ребёнок заслуживает этого. Тем более, что знакомство с шахматами принесёт плоды в 100 раз превышающее затраты. Только не начинайте занятий, не решив все спорные вопросы. Обидно, когда по каким либо причинам уроки, не успев начаться, прерываются. Постарайтесь всё предусмотреть, тогда не пострадают дети.
Конечно, наши «наученные» родители могут побежать жаловаться в РОНО на поборы... Сделайте так чтобы «побежали», но не жаловаться — а вам помогать и инвентарь шахматный добывать!
Родители хоть на что-то способны?! НЕ ВЕРЮ!
Ведение урока. Как обращаться с шахматами.
Несколько первых занятий шахматы на парте начинающим детям не нужны, так как они ещё недостаточно быстро ориентируются на шахматной доске. Лучше, если есть такая возможность, проводить первые уроки, пользуясь демонстрационной доской с магнитными фигурами. Ее чаще всего помещают перед детьми. Рядом должна быть обычная школьная доска, чтобы преподаватель мог сделать необходимые записи.
Требуйте, чтобы шахматы были приобретены на весь класс по одному комплекту на двоих, плюс один запасной набор н случай потерь. Лучше всего, чтобы комплекты шахмат были средних размеров и могли помещаться на парте.
Комплект состоит из закрывающейся доски и деревянных шахмат. Пластмассовые фигуры при падении часто разбиваются и менее долговечны, чем деревянные. Картонные доски и коробки для фигур быстро приходят в негодность и их надо заменять. Как показал многолетний опыт, до конца года не доживают примерно два набора из десяти.
В случае, если шахматы приносятся из дома, могут возникать сложности из-за собственнических интересов детей. Дети не столько заняты уроком, сколько следят, как товарищи по классу относятся к их красивым шахматам.
Кроме того, шахматы могут часто забываться детьми дома, а «валять дурака» в этом возрасте всегда приятней, чем работать. Также, вы можете увидеть и различные сувенирные шахматы, где фигуры просто невозможно различить, — так как они все похожи на королей или на какие-то сказочные персонажи. Можно увидеть и миниатюрные дорожные шахматы, где не различить фигур, а букв и цифр по краям доски просто нет.
Преподаватель объясняет новый материал, а дети работают со своих мест: называют поля, положение фигур, шахматные ходы, а, при необходимости, могут подойти к демонстрационной доске. Сколько будет таких уроков? Всё зависит от преподавателя и от детей. Учитель должен почувствовать, а дети показать, что им уже нужна личная доска для самостоятельной работы.
Обычно, у детей 6-7 лет шахматы появляются на парте после 8-10 занятий, у детей 8-9 лет — после 6, а 10-летние могут получить шахматы на свой рабочий стол уже на 4-м занятии.
Конечно, надо учитывать, что количество уроков, предложенных в этом учебнике и пройденных детьми, в зависимости от возраста и способностей класса, будет разным.
Очень важно правильно научить детей порядку на рабочем столе во время урока шахмат. На это не жалко потратить и целый урок. Более того, время от времени необходимо к этому возвращаться.
Проблемы при занятиях шахматами
Поделимся с проблемами, которые чаще всего возникают при занятиях с начинающими. На первых уроках расставлять и собирать шахматы необходимо под строгим контролем. Для учителей даётся примерный текст руководящих указаний:
— Положите посередине парты шахматный набор (доску с фигурами). Раскройте... свои шахматные тетради (иначе потом для них не останется места), откройте шахматную доску и аккуратно достаньте фигуры: один — белые, другой — чёрные. Ставьте фигуры за своими тетрадями (фигуры не должны кататься по парте, так как половина окажется на полу, а найти что-либо после падения в классе — событие невероятное! И к тому же весь урок дети будут играть в погремушки или строить из фигур пирамиды). А теперь самое приятное! Можно расставлять требуемую позицию.
Добейтесь того, чтобы после окончания занятия дети не смахивали фигуры с доски и затем загребали шахматы горстями, а аккуратно снимали и только затем складывали в коробку. Урок надо заканчивать за 2-3 минуты до звонка! Чтобы дети спокойно могли убрать фигуры в доски или мешочки (коробочки).
После звонка многие становятся «неуправляемыми» и могут сбежать... А дежурные по классу или сидящие на «последних» партах, соберут уже собранные наборы и поставят вам на стол. Тогда продолжительность жизни шахмат вас приятно удивит! Иначе до конца года не сохранится ни одного полного-живого набора.
В классе должно быть место для хранения шахмат. Дополнительный набор (его лучше специально пометить) следует брать только при необходимости, в случае потери фигур.
Если занятие теоретическое, то доску надо поставить первым рядом перед обоими учащимися, а на практических занятиях (игре) — дети садятся в пол-оборота друг к другу, а доску необходимо повернуть на 90 градусов, в зависимости от цвета доставшихся фигур — белым первый ряд, чёрным — восьмой.
Если место в классе позволяет, то можно сразу приучить детей во время игры садиться друг против друга.
Первая тетрадка — самая обыкновенная в 12 листов, обязательно в клеточку. Следующие тетради должны быть рассчитанны на более долгую жизнь, — с толстой обложкой. Хотелось бы попросить родителей не покупать детям на первом году специальных блокнотов для записи партий. В них просто невозможно ни решать шахматные задачи, ни сделать какие-либо записи по теории.
Ребёнку понадобятся ручка, линейка, карандаш и резинка.
Желательно, чтобы родители не только знали, что их чадо учится играть в шахматы, а, по возможности, и помогали ему. Те родители, которые заглядывают в тетрадку, помогают расчертить страницу для игры первокласснику, — заслуживают всяческого уважения.
Отнеситесь к шахматам в школе, как к обычному предмету. Ничем не выделяйте их от остальных предметов, но и не принижайте шахматных достоинств. Если даже ваш ребёнок и не станет чемпионом, то, во всяком случае, узнает много нового и интересного. И увлечений много и жизнь интереснее!