История. Шахматы в мире и России в средние века.
Известно, что все новое — это хорошо забытое старое!
«Я думаю, что вместе с ФИДЕ нам удастся реализовать идею введения шахмат в школу именно как курса. Моё глубочайшее убеждение, что ШАХМАТЫ должны быть
в КАЖДОЙ ШКОЛЕ уже с 1-го класса!»
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева
С удивлением и с недоверием отнеслись учителя и родители к намерению министра образования России сделать шахматы обязательным предметом в школе. Всем известно, что Россия страна шахматная, но все же как-то в диковинку... Давайте разберемся, а что собственно нового в этих «Шахматах в школе»?! Ведь на самом деле все это было, было, было...
Вернемся назад в прошлое и окунемся в шахматную историю...
Смело вступил в борьбу с врагами среднеазиатский полководец и эмир Тимур (1336—1405). Всю свою жизнь царь Тимур провёл в войнах и походах, укрепляя и расширяя границы своего государства. Ему удалось освободить свои земли от гнёта Золотой Орды. И во всех походах его вечным спутником были шахматы. В XIV веке он основал своё государство со столицей в красивейшем Самарканде. Эмир прослыл большим любителем шахмат, и достойным для воина развлечением считал лишь два занятия: охоту и шахматную игру.
Самарканд стал при Тимуре самым прекрасным городом Востока. Его дворцы сохранились до наших дней. Но Тимур справедливо считал, что не только прекрасные здания и фонтаны украсят его столицу. Главным было воспитание молодого поколения. Тимур хотел, чтобы юноши выросли не только сильными, но и мудрыми. И шахматы стали обязательным предметом в школах Самарканда.
Великий царь приглашал в свой город самых выдающихся шахматистов и лучших учителей для обучения молодёжи игре. Сильнейшим среди них считался Али аш-Шатранджи, по профессии юрист, который жил при дворе эмира. Он мог играть вслепую, сочинял мансубы и написал один трактат. А в своей автобиографии Али рассказывает, что научился играть во сне! Причём его учителем был сам всемогущий Аллах!
Европа тоже не осталась без шахматной школы. В 1570 году великолепный сицилийский мастер Паоло Бои вместе с неапольским принцем Фабрицио Гесуало организуют прославленную шахматную академию, в которой учились шахматам сотни итальянских детей. На содержание и развитие академии из казны ежегодно выплачивалось 300 эскудо. Слава об этой шахматной школе распространилась по всей Италии, Испании, Португалии, Австрии. И не только юные шахматисты проходили в ней курс обучения. Сюда в 1572 году на обучение прибывает Джованни Леонардо, мечтающий взять реванш у Руи Лопеса. В академии он прошел курс обучения у Бои, а затем Леонардо одерживает победу в 1-м международном шахматном турнире при дворе испанского короля.
Любил играть в шахматы и русский царь Иван Грозный. В эти минуты он приглашал за шахматный столик Бориса Годунова, князя Бельского или обучал правилам игры своего приспешника Малюту Скуратова.
При царском дворе была должность «шахматника», зарплату тот получал исправно. А в обязанности первого шахматного учителя России входило царских и прочих детей учить игре и «старые шахматные фигуры чинить и изготовлять новые».
Со своей работой шахматник справлялся хорошо. Даже простой люд достиг в игре в шахматы такого умения, что в 1581 году немецкий посол Одерборн написал в отчёте: «Русские или московиты с большим искусством играют в шахматы... В этой игре они, действительно, настолько искусны, что я не знаю, есть ли какой-нибудь другой народ, который мог с ними сравниться. За этой игрой в настоящее время коротают время старики и дети на всех улицах и площадях Москвы».
Не только в русских летописях и произведениях можно найти сообщения о шахматном искусстве наших соотечественников. Интересны сообщения о визите русского посольства в 1656 году в Италию и Францию.
Итальянцы считали себя лучшими шахматистами. За эту славу боролись с ними и французы. Но в хронике апартаментов французского двора Людовика IV мы находим: «Эти молодые русские дворяне превосходно играют в шахматы; наши лучшие игроки перед ними просто школьники!»
А от визита в Италию остались следующие свидетельства: «Посол и сопровождающие его лица к обедне в церковь не ездят, а играют в шахматы, что и составляет лучшую их доблесть; и действительно, они играют в эту игру, как видно, в совершенстве».
Англичанин Турбервиль в 1568 году написал книгу в стихах «Сказание о России». В ней целая глава посвящена умению русских играть в шахматы. Маленький отрывок из этой главы: «Очень распространена игра в шахматы, чуть ли не каждый легко поставит вам шах и добавит мат в придачу; их искусство проистекает от большой практики».
Зауважали европейцы русских шахматистов. Видно хороший был шахматник у русского царя!
Вернемся к царю Ивану. Иван Грозный был не только хорошим шахматистом, но и... неплохим дипломатом. Он стремится заключить союз с английской королевой Елизаветой и желает ей объяснить сложное военно-политическое положение в Европе.
Для этого царь Иван отправляет к ней в качестве посла боярина Непею. В подарок королеве он посылает искусно точеные шахматы, а своему боярину дает такое указание: «В дар свезешь их сладостной сестре нашей Елизавете, и на этих образинах ей все и пояснишь».
Грозен был царь русский Иван. Но детей в шахматы играть учил!
Любил шахматы и Пётр I. Известно, что еще в XVII веке в привилегированных русских школах были специальные учителя учившие играть в шахматы. Научили и будущего императора. Великолепный шахматный набор достался царевичу Петру от деда Михаила Романова. Фигуры сделаны из металла и потом посеребрены, а доска из серебра с «чёрными» золотыми клетками:
Блещет шахматное поле
Всё из злата серебра.
Ещё один набор для четырёхлетнего царевича Петра Алексеевича сделал художник И. Салтанов. Маленькие шахматцы расписаны красками, серебром и золотом. Эти сокровища хранится сейчас в Оружейной палате Московского Кремля.
Пётр обучал игре и сына, считая шахматы обязательными в детском воспитании. По его приказу к семилетнему Алексею были приставлены специальные мастера.
Дошли до наших дней документы — заказы Петра I умельцам-ремесленникам изготовить различные шахматы. Он самолично составлял инструкции, что и как нужно сделать. А в домике Петра в Санкт-Петербурге стоит токарный станок, на котором Его Императорское Величество собственноручно выточил целый шахматный набор. Изготовленные наборы поступали в школы.
Но уж коль царь Пётр увлёкся чем-то, то изволь и вся Россия следовать за ним. Первыми все царские нововведения приходилось испытывать на своей шкуре ближайшему окружению. Как когда-то пришлось всем брить бороды и напяливать кудрявые парики, так теперь посещать «шахматные уголки» на балах, на ассамблеях, — везде теперь устанавливали шахматные столики. А коль плохо играешь, так учись, иначе рублём ответишь или хуже того бит будешь. И детей изволь учить, чтобы умными были!
С малых лет Пётр I тренировался строить суда, командовать армией. У него были свой маленький флот и войско. Пусть их называли «потешными», но Пётр играл в них по-настоящему. И также, не жалея сил, учился с детства играть в шахматы. А это значит, что он привык продумывать, рассчитывать свои действия и добиваться победы!
Шахматы — это особы королевской крови. Родились они во дворце, так как были сделаны для царствующего шаха. И долго играли в них только короли, цари, императоры и богатейшие знатные вельможи. Так получилось: если ты играешь в шахматы, то ты не обязательно король. Но, если ты король, значит — обязательно играешь в шахматы.
А если ты — королева?
Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербсткая — немецкая принцесса — особа королевской крови. Недолго жила она у себя на родине. Судьба преподнесла ей подарок, сделав Императрицей Российского государства.
И стала Софья Фредерика Екатериной Алексеевной — Екатериной II. Правила она с 1762 года по 1796.
Ни хвалить, ни ругать её мы не будем. В этом разберутся историки. Нам сейчас важно то, что императрица Екатерина любила шахматы, и считалась очень даже способным игроком. Прослышав, что в городе Тула живёт шахматист-самоучка, по роду занятий купец, велела, не долго думая, «выписать» его к себе. И купца привезли, как тот не сопротивлялся.
Сына своего, будущего императора Павла I, она приучала к ним с малолетства. Екатерина Алексеевне царским указом ввела при дворе обязательные шахматы. Дети военных и дворянства обязаны были посещать шахматные уроки.
В 1796 году Екатерина Алексеевна умерла. В тот же день её сын Павел велел выкрасить фонари вокруг дворца в чёрно-белые шахматные клетки. На пограничных столбах, на почтовых отделе-ниях, на извозчиках-такси везде появились черно-белые клетки. «Остановится!» — приказывает папе-лихачу сотрудник ДПС, а в руках его черно-белый шахматный жезл. Не раз вы встретите черно-белые клетки. Это память о шахматной королеве Екатерине.
Столичное дворянство всерьез заинтересовалось шахматами. В рекламных отделах газет того времени достаточно много объявлений от господ, желающих найти хорошего учителя шахматного учителя для своих деток. Увлечение шахматами было повальным! В шахматы по вечерам и воскресным дням играли во всех знатных домах, а по утрам детей учили. Заработки у «шахматников» были совсем неплохие. В Петербург на заработки потянулись шахматисты-профессионалы со всей Европы: немцы, француза, прочие разные шведы. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» за 1822 год находим любопытное объявление, из которого явствует, что интерес русского общества к шахматной игре был большим: «NN, приехавший из Стокгольма, желает давать в шахматы уроки, которые служат для военных полезным занятием, для учёных приятным препровождением времени, а у всякого молодого образованного человека изощряют размышление и ум».
Еще одно подтверждение, что шахматы были потребны в русском обществе это слова из письма Александра Сергеевича Пушкина его жене Наталье Николаевне: «Благодарю тебя, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе!»
В конце XIX веке благодаря Михаилу Чигорину детские шахматы появились во многих клубах и «шахматных» собраниях. Шахматисты решили организовать свое «государство». Но мы все время находим подтверждение, что шахматы в школах и интернатах России были уже тогда. Сам Чигорин отмечает, что научился играть в шахматном кружке в своем сиротском интернате, учитель математики каждый день собирал детей и учил их шахматной игре.